США выпустили лицензию, разрешающую подсанкционным российским гражданам и компаниям свободно пользоваться коммуникационными веб-сервисами, в том числе платной версией Zoom. В случае с Ираном или Крымом таких исключений не было
Минфин США выпустил генеральную лицензию (то есть распространяющуюся на всех участников рынка), которая разрешила российским гражданам и компаниям, попавшим под блокирующие санкции США (список SDN), свободно пользоваться американскими коммуникационными веб-сервисами, включая мессенджеры, e-mail, интернет-браузеры, социальные сети и хранилища файлов. Из текста лицензии следует, что подсанкционные лица смогут использовать даже платные версии таких программ, как Zoom (видео-конференц-связь), Dropbox (хранение документов),
оплачивать веб-хостинг,
регистрацию доменных имен (GoDaddy) и т.п.
«Экспорт или реэкспорт, продажа или поставка, прямо или косвенно, из Соединенных Штатов или лицами США, где бы они ни находились, в Российскую Федерацию услуг, программного обеспечения, аппаратного обеспечения или технологий, обеспечивающих коммуникационный обмен в интернете, таких как мгновенные сообщения, видео-конференц-связь, чаты и электронная почта, социальные сети, обмен фото, фильмов и документов, браузеры, блоги, веб-хостинг и сервисы по регистрации доменных имен, запрещенные правилами о санкциях за вредоносную иностранную деятельность России (Russian Harmful Foreign Activities Sanctions Regulations), разрешаются», — говорится в лицензии.
Лицензия не разрешает только использование долларовых корреспондентских счетов в интересах российских банков из списка CAPTA (в настоящее время там только Сбербанк и его дочерние организации, позднее «Сбер» попал и в SDN), списание средств с замороженных американских счетов Банка России или Минфина и транзакции, запрещенные указами президента США об эмбарго на импорт российских углеводородов и на экспорт в Россию долларовых банкнот и товаров роскоши. Однако эти оговорки не распространяются на лиц и организации, которые заблокированы и внесены в список SDN (например, на банк ВТБ, госкорпорацию ВЭБ.РФ, Сбербанк, АЛРОСА, президента Владимира Путина, премьера Михаила Мишустина, министра иностранных дел Сергея Лаврова, бизнесменов Алишера Усманова, Виктора Вексельберга и других).
Профильный закон США 1977 года «Об экономических полномочиях на случай международной чрезвычайной ситуации» (IEEPA), на основании которого вводятся все финансово-экономические санкции, прямо запрещает ограничивать личную коммуникацию или экспорт «информации» из США, отмечает руководитель практики санкционного права и комплаенса коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Гландин. Впрочем, на практике Минфину США все равно нужно выпускать лицензии, разрешающие такие услуги и определяющие объем разрешенных коммуникационных услуг. Даже при наличии таких лицензий многие американские компании предпочитают просто заблокировать сервисы (например, в Крыму Zoom недоступен даже на бесплатной основе для частного пользования).
Предыдущие подобные лицензии — в отношении Ирана (.pdf), Сирии, Крыма (.pdf), Донецкой и Луганской народных республик (.pdf) и т.д. — оперировали понятием «персональных коммуникаций», предоставляемых пользователям в этих странах/регионах бесплатно. В «российской» лицензии речь идет о «коммуникациях» вообще, в том числе предоставляемых на коммерческой основе. Другое отличие — в том, что Минфин США разрешает поставки в Россию оборудования, необходимого для оказания таких коммуникационных услуг. Как сказал РБК бывший старший советник санкционного подразделения Минфина США (OFAC) Брайан О'Тул, лицензия может прочитываться достаточно широко, покрывая, например, поставки американских серверов, для того чтобы российские провайдеры обеспечивали работу собственных (а не американских) коммуникационных сервисов, таких как электронная почта или мессенджеры.
«Эта генеральная лицензия похожа на разрешения для Кубы, где OFAC, по сути, говорит: мы разрешаем, если это допускает Министерство торговли США», — рассуждает О'Тул.
Исключения из санкций в отношении Кубы гласят, что в большинстве случаев разрешена продажа на Кубу американских услуг в области интернет-коммуникаций (включая веб-хостинг, регистрацию доменных имен, облачные хранилища), а также аппаратного и программного обеспечения для коммуникационных девайсов, если это согласуется с правилами Минторга США по Кубе (в том числе с исключением из экспортного контроля в отношении персональных коммуникационных устройств).
О'Тул считает, что такую лицензию в отношении России с более широкой сферой действия, чем традиционные лицензии по таким странам, как Сирия или Иран, можно только приветствовать, поскольку она направлена на то, чтобы «помочь обычным российским пользователям с нормальным доступом к WhatsApp, Signal или Proton Mail [веб-почта с шифрованием]». «Побочный ущерб [для интересов США] от того, что, условно, Путин сможет тоже использовать такие сервисы (хотя на практике очевидно, что он ими пользоваться не будет), оправдан в интересах того, чтобы соответствующие американские провайдеры продолжали работать», — сказал эксперт.
В тексте лицензии Минфина США подчеркивается, что она не освобождает американских лиц от соблюдения требований в области экспортного контроля Министерства торговли США. Минторг США, ужесточая в конце февраля экспортные ограничения в отношении России, сделал исключение для потребительских коммуникационных устройств, таких как персональные компьютеры, модемы, мобильные телефоны, цифровые камеры. Эти устройства по-прежнему могут беспрепятственно поставляться в Россию из США для индивидуального использования обычными потребителями — но не для российских властей и не для целого списка чиновников, включая президента, премьер-министра, вице-премьеров, федеральных министров, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, сообщал Минторг США.
Несмотря на лицензию Минфина США, «практика показывает, что, скорее всего, американские провайдеры предпочтут не рисковать, поскольку в США и Европе теперь считают, что Россия токсична для ведения бизнеса», предупреждает Гландин.
После ухода из России международных платежных систем Visa и Mastercard оплачивать зарубежные услуги из страны стало затруднительно даже обычным пользователям, не говоря уже о людях и компаниях под санкциями США. Тем не менее такие варианты остаются — например, если использовать платежную систему UnionPay или платить со счета мобильного телефона (как в сервисах Apple).
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/economics/09/04/2022/625022829a79473cd689e8f9
Но способов оплаты в крипте годадди так и не добавили