Планету населяют более 6.8 миллиардов человек. Нас много, но чтобы подчеркнуть, что мы все при этом разные, ученые разделили человечество на категории - расы. По различным точкам зрения, расовых групп в мире насчитывается от 3 до 15 штук. Но при всем этом до 1/5 части населения ученые относят к метисам, ведь на сегодня межрасовые отношения – повсеместное и распространенное явление. В эпоху
глобализации это мало кого удивляет. Впрочем, много веков назад смешение рас также было не в диковинку. «Человеку разумному» никогда не сиделось на одном месте. Стремление улучшить свои жизненные условия толкало на миграцию, неминуемо ведущую к смешению с новыми «соседями». Так исторически слагались народности, этнические группы и, наконец, расы. И никого такое естественное положение дел не смущало до тех пор, пока цвет кожи не стал общественным и даже политическим признаком.
Особая роль в «знакомстве» представителей «разноцветных» континентов принадлежит
колониальной политике европейцев в XV-XVII веках. Именно с этого периода специалисты начали отсчет развития межрасовых отношений. Для более цивилизованных «белых» культур весьма заманчивым оказалось захватить «ничьи» земли и проживавших на них народности. В особенности это было характерно для
Нового Света, где со временем расовый вопрос стал очень актуальным.
Здесь в 1661 году свет увидел
первый закон, запрещавший межрасовые союзы. Он гласил, что в случае, если белая свободная женщина вступит в брак с чернокожим рабом, то она сама автоматически становится рабыней. Такая же незавидная участь ожидала и потомство, появившееся в результате мезальянса. Так, белые американцы «защищали» своих дам от необдуманных любовных похождений. При этом сами «законотворцы» свои страсти особо не сдерживали. Самым ярким тому доказательством является факт, что первый ребенок-мулат родился в 1620 году – примерно через год после появления первого выходца из Африки на территории будущих США. Колонисты
использовали чернокожих женщин не только в качестве трудового элемента, но и как объект для своих сексуальных целей. В силу своего положения, такие партнерши были доступнее, чем свободные пуританки со своими более сложными представлениями об отношениях мужчин и женщин. Так формировались
сексуальные стереотипы об афроамериканцах: мужчинах – как потенциально опасных секс-партнерах, женщинах - распущенных и согласных на все.
Вся власть пигментам!
Разнообразие в «расцветке» людей неоднократно поражало как простых обывателей, так и специалистов. Это наталкивало на мысли об одновременном появлении «homo sapiens» в различных участках планеты; и о том, как среда обитания сказывается на внешнем виде. Зато абсолютно точно выяснили, кто «виновники» расового разнообразия – пигменты: меланин, меланоид, каротин, оксигемоглобин и восстановленный гемоглобин. Именно их сочетание и распределение и дает тот или иной цвет кожи. С этой точки зрения, разделение людей на «белых» и «цветных» является недоразумением, поскольку красящие кожу вещества содержатся у всех (не считая, конечно, альбиносов).
Пигментам кожи придали и политическую роль в жизни людей – так появился термин «пигментократия» (pigmentocracy, colorism), подразумевающий социальную иерархию на основании оттенков кожи. Афроамериканцы в США, конечно, самый яркий пример, но отнюдь не единственный. В современном мире существует и противоположный вид дискриминации европеоидов – этим «грешат» страны Африки и Южной Азии.
|