Как мы уже писали в предыдущих статьях,
новая гендерная система, разделившая общество на мужчин, женщин и содомитов, появилась в
эпоху Просвещения. Однако, окончательно она сформировалась лишь к началу XIX века, когда с расцветом индустриализации различия в гендерных ролях стали более четкими. Именно в это время появились такие понятия, как гетеросексуальное большинство и гомосексуальное меньшинство.
Впервые термин «гомосексуальность» в письменном виде появился в 1868 году в послании австрийского публициста Карла-Мария Кертбени (
Karl-Maria Kertbeny) немецкому сексологу и зачинателю движения за права сексуальных меньшинств Карлу Ульрихсу (
Karl Ulrichs). Год спустя Кертбени вновь использовал это слово в двух анонимных буклетах, в которых критиковал законы против любых гомосексуальных отношений. Наконец, в 1886 году барон Рихард фон Крафт-Эбинг (
Richard Freiherr von Krafft-Ebing), австрийский и немецкий исследователь человеческой сексуальности, в своей знаменитой книге «Половые психопатии» (Psychopathia Sexualis) употребил термины «гомосексуальность» и «гетеросексуальность», которые с тех самых пор стали широко употребляться для обозначения сексуальной ориентации.
В начале XIX века, как и в эпоху Просвещения, к лицам нетрадиционной ориентации (теперь уже именуемыми гомосексуалистами) общество по-прежнему относилось с презрением и крайне негативно. Для нормальной жизни в подобном мире первые были вынуждены всячески скрывать свои наклонности и желания. Большой риск быть арестованным заставлял гомосексуалов тайно встречаться в парках, общественных уборных и других неприметных местах. Социальные нормы, юридические ограничения и общественное порицание вынуждало гомосексуалов быть «невидимыми». Более того, давление окружающих было настолько велико, что некоторые «другие» даже пытались подавлять и отрицать свое необычное влечение. Лишь к концу XIX века постепенно стали появляться различные гомосексуальные группы и сообщества. В это время у «нетрадиционалов» даже возник свой жаргонный язык – полари (
Polari), просуществовавший вплоть до 1960-х годов. Произошедший от театрального и циркового сленга и смешанный со староанглийским и румынским языками, полари стал тем средством, с помощью которого гомосексуалы могли свободно общаться друг с другом, не опасаясь быть задержанными полицией.
В Великобритании в высших слоях общества гомосексуальность зачастую ассоциировалась с утонченным образом
денди, ярким представителем
эстетического движения. Одним из самых известных лондонских денди можно считать Оскара Уайльда, следившего за «лоском» своего внешнего вида и изысканности речи.
Что касается России XIX века, то гомосексуальные контакты тоже были широко распространены, особенно в закрытых учебных заведениях: пажеские и кадетские корпуса, юнкерские училища, школы Правоведения и так далее. Попытки школьной или корпусной администрации пресекать «непотребство» успеха не имели. Однополые связи среди молодых людей были массовым явлением, и в юношеской среде они обычно воспринималась как игра или замена недоступных женщин; часто так и было в действительности.
Открыто гомосексуальный образ жизни вели и некоторые члены императорской фамилии.
В частности, дядя Николая II,
Великий князь Сергей Александрович открыто покровительствовал красивым адъютантам и даже основал в столице закрытый клуб такого рода. Когда его назначили Московским генерал-губернатором, в городе острили, что до сих пор Москва стояла на семи холмах, а теперь должна стоять на одном бугре (русское «бугор» созвучно французскому bougre - содомит). Зафиксировавший этот анекдот в своих мемуарах министр иностранных дел граф
Владимир Николаевич Ламсдорф сам принадлежал к той же компании, царь иногда в шутку называл его «мадам».
Секс в XIX веке. Часть 1. || Секс в XIX веке. Часть 3.