Существует и обратный пример, когда женщинам требовалось переодеться в мужчин. При этом ими двигало отнюдь не желание кардинально поменять образ или нетрадиционные эротические предпочтения, а все та же социальная необходимость. Необычных дам, отказавшихся от нарядов и женственного облика вообще, прозвали «девственницами по обету» ("sworn virgins"). Обитают такие женщины-мужчины в отдаленной албанской местности Кукес. Веками существовавший патриархальный уклад жизни жестко регламентировал и ограничивал жизнь женщины.
Женщинам Албании было отказано как в праве выбирать супруга, так и в прерогативе возглавлять семью либо наследовать ее состояние. Выходом из этого, на первый взгляд, безвыходного положения стало отречение от своего прекрасного пола. Если бы в этом глухом горном местечке была возможна хирургическая коррекция пола, то албанские «девственницы по обету», наверняка, не преминули бы им воспользоваться. Но поскольку для жителей Кукеса «транзишн» до сих пор остается чем-то на грани фантастики, отчаявшимся барышням приходилось переодеваться в мужскую одежду, коротко стричь волосы и приниматься за тяжелый физический труд. При этом они сознательно отказывались от перспектив замужества, материнства и романтических или сексуальных отношений вообще. Взамен эти, можно сказать, «кросс-дрессеры» получали более весомый в албанском обществе статус и относительную свободу. Подобная традиция почти ушла в прошлое, на сегодняшний день таких уникальных женщин-мужчин осталось около 30-40 человек.
«Фа’афафины» и «девственницы по обету» - феномены весьма редкие и их появление обусловлено самими культурами, в которых они живут. Что же касается большинства других стран, то их «переодевающиеся» делают это по собственному убеждению, сознательно противореча принятым нормам. Оттого подобное поведение воспринимается в лучшем случае как шуточный маскарад, а чаще - как психическое отклонение. И абсолютно не имеет значения факт, что трансвестизм – явление, которое старо как мир. К слову, первым упоминанием факта кросс-дрессинга считается случай, произошедший в Древнем Китае. Примерно к 1600 году до н.э. относится описание служанки императора Ся Цзе (Xia Jie). При монаршем дворе ходили легенды о красоте этой девушки до тех пор, пока не вскрылась ее истинная мужская суть. Тогда несчастная Лихуа (Lihua) призналась, что в детстве родители были вынуждены ее продать. А поскольку на тот момент за девочек платили больше, чем за мальчиков, пришлось пойти на такую хитрость.
В дальнейшей истории Востока и Запада также существовало немало примеров переодевания. Часто этому сопутствовало авантюрное приключение. Некоторые, переодеваясь в одежду противоположного пола, скрывали от общества свои гомосексуальные похождения. Женщины чаще притворялись мужчинами, чтобы обрести социальную и профессиональную свободу. Кстати, если подразумевать под кросс-дрессингом ношение одежды и атрибутов противоположного пола, то формально в конце XIX века женщины массово стали трансвеститами, так как начали носить брюки. Таковыми их не принято считать потому, как ими двигала не эротическая изощренность, а социальная потребность.
Переодевание в наказание «Наказание юбкой» («petticoat punishment») – педагогическая практика, имевшая широкое распространение в Англии XIX века. Родители и воспитатели насильно переодевали провинившегося мальчика в девчачье платье с расчетом на то, что испытанный им стыд навсегда отобьет тягу к озорству. Должно быть, метод работал безотказно – обычно мальчишкам невыносимо даже устное сравнение со слабым полом. Одного в те времена не учли воспитатели – некоторым мальчикам это может понравиться и даже предопределить их дальнейшие эротические предпочтения. Исследования доказали, что большинство из будущих трансвеститов начало свои эксперименты с нарядами еще до полового созревания.
Понятие «petticoat punishment», от греха подальше, ушло из практик воспитания, зато прочно обосновалось в сфере эротики. Это стало весьма очевидно ближе к концу XIX века, когда, как грибы после дождя, начали появляться эротические произведения, изобиловавшие сексуальными сценами с «наказаниями юбкой» («Гинекократия» 1893 года; «Доминирование юбки» 1898 года и так далее). В дальнейшем понятие «наказание юбкой» также обросло синонимами - «петтикотинг» («petticoating»), «пинафоринг» («pinaforing»), «сисификэйшн» («sissification»), которые стали неотъемлемой частью кросс-дресс порнографии и образа жизни.