В обществе веками формировалось представление о «Настоящем Мужчине» и «Истинной Женщине». И поныне эти эталонные образы из коллективного бессознательного дополняются, а затем навязываются людям с самого раннего возраста. Однако всегда найдутся такие индивиды, которые захотят стать исключением из общепринятых норм, в том числе касающихся вопросов пола. Современное развитие науки вообще позволяет нивелировать биологические особенности, данные природой при рождении. При возникшем желании можно относительно легко изменить свой пол, или, как говорят
гендерквиры, совершить «транзишн» (
transition) (с англ. «переход»). Одни делают такой смелый шаг, чтобы стать противоположностью, другие хотят стать представителями загадочного «третьего пола» (
third gender).
«Мужчина» и «женщина» – это, прежде всего, определенный набор хромосом ДНК, который и задает различия во внешности. Но, так уж человек устроен, что помимо физической оболочки, он наделен самосознанием: наряду с биологическим полом («sex») присутствует социальный пол – гендер («gender»). Именно конфликт между этими двумя «Я» часто порождает у него потребность что-то кардинально изменить. Как показывает практика, пока проще подкорректировать тело и подстроить внешность под свой внутренний идеал. Таким образом, мужчину, ставшего женщиной, принято обозначать MtF (
М=>Ж), а женщину мужчиной - FtM (
Ж=>М).
Кросс-гендер из глубины веков
Понятие «третьего пола» появилось намного раньше триумфа хирургии. Упоминание этого феномена впервые встречается уже у
древних египтян. Найденные при археологических раскопках фрагменты глиняных табличек, датированных 2000 – 1800 годами до н.э., донесли до нас их представления о человеческих полах. По мнению древних египтян, человечество делится на мужчин, женщин и нечто среднее - «сехет» (
sekhet). Это говорит о том, что далекие предки смотрели на гендерный вопрос шире многих наших современников. Более того, таким представителем «между-пола» древние египтяне считали свое божество первотворения
Атума, воплощавшее в себе и мужское и женское начала. Откуда в Древнем Египте появились такие представления, и что о «сехет» думали их соплеменники, останется для нас такой же тайной, подобно тому, как этому народу удалось без специальной техники создавать свои величественные пирамиды.
Многочисленное индонезийское племя
бугисов тоже не стало ограничиваться двумя или тремя полами. Для того, чтобы сохранять гармонию мира, они издревле и по сей день считают, что просто необходимо наличие пяти (!) человеческих полов. Прежде всего, никуда не деться от банальных маскулинных мужчин «ораоне» (oroane) и «истинных» женщин – «маккунраи» (makkunrai) - кому-то же нужно продолжать род. В представлениях бугисов следующие два гендера ненамеренно обменялись душами – это женоподобные мужчины «калабаи» (
сalabai) и мужеподобные «дамы» «калалаи» (
сalalai). Считается, что они появились в XIX веке, когда Индонезия была голландской колонией. Долгое время вплоть до конца XX века «калабаи» и «калалаи» не были отдельными сообществами и воспринимались традиционным социумом как чудаки, ведущие неподобающим своему полу образом. Лишь к 1980-му году они «осмелились» стать тем, кем они себя ощущают, и соответственно модифицировать свое тело: гормонами, силиконом и прочими доступными средствами. Ведь на преобразование своих половых органов решаются не все.
Наконец, в индонезийской гендерной системе существуют и, так называемые, «биссу» (
bissu) – это малочисленный пятый гендер, который воплощает в себе все четыре вышеописанных. Изначально к нему относили только
гермафродитов. Наличие мужских и женских признаков отличало их от всех людей и делало в глазах соплеменников совершенными. Благодаря своей физической уникальности и сакральности, они становились священниками. Сегодня далеко не всегда биссу являются гермафродитами (видимо, их рождается в недостаточном количестве). Теперь таким индонезийским духовником может стать любой человек, который не относит себя ни к одному из полов и готов служить обществу проводником божественной мудрости.