Живопись
Идея о том, что женщина это путь к искушению и совершению греха, возникла из Книги Бытия, истории о падении Адама и Евы. Прародители всегда изображались обнаженными, но до грехопадения нагота считалась естественным состоянием, а после - постыдным. Именно оголенное тело Евы и стало воплощением греха. Самым откровенным изображением Адама и Евы можно считать миниатюру «Райский сад» известной иллюстрированной рукописи XV века
«Великолепный Часослов герцога Беррийского». Авторы этого произведения
братья Лимбурги великолепно справились с поставленной задачей:
Ева - соблазнительная, белокурая женщина с упругой грудью и пышным задом, разве кто-нибудь сможет отказать такой даме?
Помимо Адама и Евы, частично или полностью обнаженными часто изображались святые мученицы, такие как
Агата и
Варвара. В позднем Средневековье они стали наглядным воплощением идеальных женщин, которые упоминались в романтической поэзии и любовных романах. Их наделяли длинными белокурыми волосами, белым цветом кожи, небольшим животиком и круглыми как яблоко грудями. У средневекового зрителя, да и у современного тоже, такие иллюстрации могли разбудить не только религиозное сознание, но и эротическое. Кто знает, может быть, подобное изображение великомучениц как сексуально-привлекательных женщин создавалось специально для духовного созерцания. Этот парадокс Маргарет Майлз (
Margaret R. Miles), президент американской академии религии, назвала «религиозной порнографией», а Медлин Кавинесс (
Madeline Caviness), исследователь европейского искусства Средних веков, - «садоэротическим». На многих иллюстрациях во время пыток великомученицы изображаются с обнаженной грудью, олицетворяющей материнство, женственность и сексуальное желание. Согласно
«Золотой легенде», когда Агате огромными щипцами отсекают грудь за то, что она отвергла домогательства городского чиновника, она с облегчением произносит: «Теперь меня никто не возжелает».
Чудо-дерево
Недавно в итальянском городе Масса Мариттима (Massa-Marittima) обнаружили фреску XII века, на которой изображено дерево с весьма необычными «плодами» - пенисами! Под ним находится группа женщин, которая пытается достать заветные фрукты. По поводу значения этой фрески выдвигаются самые разные теории: от символа плодородия у язычников до примера первой политической пропаганды. Последней версии придерживается и Джордж Ферзоко (George Ferzoco), директор центра тосканских исследований при Лестерском университете. Он полагает, что данная роспись представляет собой некий политический плакат, побуждающий выступать за папское правление, а не за императорское. В те времена город Масса Мариттима находился под контролем гвельфов, которые выступали за усиление влияния папы римского. Черные птицы на фреске символизируют изгнанных из города гибеллинов, приверженцев императора Священной Римской империи. Принимая во внимания все детали росписи, Ферзоко считает, что это изображение содержит явное послание жителям Масса Мариттима: «Если гибеллинам дать власть, то они принесут с собой ересь, сексуальные извращения, разногласия и черную магию».
|
Как уже было замечено, большинство сексуальных изображений можно найти именно в «божественных» местах: церквях, соборах, в религиозных манускриптах. Обнаженные пары (гетеро- и гомо-), пышногрудые сирены и русалки, мужчины, выставляющие на показ свое достоинство, нагие женщины, седлающие зверя, – все это и многое другое можно встретить на страницах церковных писаний, а точнее, на их полях. Кто знает, может быть, это пространство специально выделялось для таких вот «наглядных пояснений».
В частности, исследователи искусства Средних веков Паула Герсон (
Paula Gerson) и Майкл Камилль (
Michael Camille) сделали подобное предположение относительно обнаженной пары, которая изображена на верхнем поле одной из богослужебной книг. Они считают, что иллюстрация пары, занимающейся сексом, наглядно демонстрирует запретные действия, о которых идет речь на этой странице манускрипта. Другой пример это изображение монстра, доставляющего оральные ласки молодому человеку, в книге
«Часослов Иоанны Эвре». По мнению уже известной нам Медлин Кавинесс, достаточно откровенные иллюстрации на полях манускриптов служили своего рода учебником секса для молодых девушек. Более того, они должны были пробудить в них не только чувство подчинения фаллосу супруга, но и ответственность за продолжение рода.
Секс в Средние века. Часть 1. || Секс в Средние века. Часть 2. || Секс в Средние века. Часть 3.
Секс в Средние века. Часть 4.