Жертвы сексуальных репрессий
Сколько людей стало жертвами этих репрессий? По современным меркам, немного. Во Франции с 1317 по 1789 состоялось 73 «содомитских» процесса и было сожжено 38 человек. Из 30 тысяч дел, расследованных португальской инквизицией, обвинение в пороке содержалось в 900, однако к некоторым категориям преступников, например, подросткам, проявляли снисхождение, так что сожжено было «всего» 50 человек. В Италии, где подобными делами занимались светские власти, наказания были не столь суровыми. Во Флоренции с 1348 по 1461 состоялось 50 процессов о содомии, и было вынесено 10 смертных приговоров, из них 7 - за гомосексуальные действия, но всех семи случаях содомия сопровождалась отягчающими обстоятельствами, вроде грабежа, изнасилования и т.п. В Испании преследования были более жестокими, но многое зависело от прилежания местных властей. В Севилье между 1578 и 1616 годами было сожжено 52, в Валенсии (приблизительно за то же время) -- 17, в Сарагосе -- 34, в Барселоне -- всего двое. Если сравнить эти цифры с тем, что в Англии между 1500 и 1700 годами было казнено 5000 ведьм, преследование содомитов выглядит сравнительно умеренным. Но на самом деле жертв было намного больше.
И.С. Кон
«Неназываемый порок»
|
Английское законодательство несколько отличалось от европейских стран. В частности, оно было более терпимым к содомитам и практически не преследовало их. До суда доводилось очень мало дел, большинство из которых заканчивалось лишь наложением штрафных санкций. Ситуацию попытался изменить король
ГенрихI (1068-1135), который издал закон о наказании всех, «кто совершает позорный содомский грех, а особенно, кто делает это осознанно и получает от него удовольствие». В результате содомиты лишались своих гражданских прав, а представители духовенства, уличенные в этом грехе, - духовного сана. Однако даже такие меры не принесли особых изменений. Как позже отметил
Ансельм Кентерберийский, «этот грех стал таким распространенным, что почти никто даже не краснеет из-за него и поэтому многие погружаются в него, не осознавая его серьезности». Первое уголовное дело было официально зарегистрировано в Англии лишь в 1541 году, когда английский писатель и преподаватель Итонского колледжа Николас Удал (
Nicholas Udall) был обвинен в содомии. Но поскольку он занимал высокое положение в обществе и имел полезные связи, то не понес каких-либо наказаний.
Что касается северной Европы, то на сегодняшний день, к сожалению, сохранилось очень мало сведений о содомских пристрастиях этих стран. Известно лишь, что в 1164 году был издан закон, запрещающий все виды гомосексуальной любви, но, похоже, что на практике он никак не применялся. Согласно скандинавской литературе того времени, однополый секс в принципе был допустим, если мужчина играл в нем активную роль. Поэтому гомосексуальные отношения, особенно с рабами, были вполне приемлемы.
Мнимые еретики
«Дело» тамплиеров
Обвинения в содомии и гомосексуализме зачастую выдвигались совместно с обвинениями в ереси. Наличие аппарата инквизиции позволяло власть имущим – светским и церковным князьям – преследовать не только подлинных еретиков, но и расправляться со всеми, кто представлялся им неугодным или состоянием которого они хотели завладеть.
Инквизиция при помощи угроз и пыток получала необходимые признания, служившие впоследствии юридическим доказательством их «вины» и основанием для соответствующей над ними расправы.
Одним из громких судебных дел, имевших место в Средние века, был процесс против
Ордена тамплиеров в 1307 году. Помимо обвинений в связях с дьяволом, в поклонении ему, в совершении сатанинских церемоний, колдовстве и тому подобных вымышленных преступлениях, французский король
Филипп IV и инквизиция обвиняли тамплиеров и в содомии. В результате несметные сокровища этого ордена перекочевали в сундуки его судей, а признавшиеся под пытками в мифической ереси руководители ордена закончили свои дни на костре или в казематах инквизиций.
Доподлинно неизвестно, были ли тамплиеры гомосексуалами или нет. Но из многочисленных обвинений только одно – обвинение в содомии – возможно, все-таки соответствовало истине. Сегодня многое известно о церемонии посвящения в орден, и большинство из этого звучит правдоподобно. Во время церемонии
неофит раздевался, в качестве присяги на верность целовал в непристойные места высокопоставленных лиц, а затем занимался групповым сексом со всем своим братством. Однако такое обвинение вряд ли могло служить основанием для осуждения ордена, учитывая, что сексуальные пристрастия такого рода были широко распространены, даже среди духовенства. Многие папы и другие видные представители церкви отличились на этом поприще. Остальные обвинения были явно вымышленными и представляли собой плод фантазии французского короля и его сообщников. Тем не менее, все обвинения были «доказаны» следствием по делу тамплиеров, проведенным инквизицией.
Секс в Средние века. Часть 1. || Секс в Средние века. Часть 2. || Секс в Средние века. Часть 3.
Секс в Средние века. Часть 5.