Секс и религия
С первых дней своего существования христианство относилось к сексу отрицательно. Церковь воспринимала его как неизбежное зло, которое отвлекало человека от духовного развития, но было необходимо для продолжения рода. Церковные учения проповедовали путь безбрачия и девственности как путь к спасению и «нравственному росту человека». Именно в этом и состоит большая разница с античным миром, в котором большое значение уделялось увеличению населения и созданию семьи.
Непорочные девушки
В Средие века ценность девственности была повсеместно признана как религиозными, так и светскими властями. Однако у них были некоторые разногласия по поводу ее конечного назначения. Церковь считала, что невинность это дорога к спасению, так как отказ от земных утех помогает избежать грехов. С другой стороны, светские власти воспринимали девственность как что-то, что нужно беречь, но с чем, в конечном счете, нужно расстаться при заключении законного брака. Мужьям необходима была уверенность в том, что их жены рожают детей от них. Поэтому если взять в жены непорочную девушку, то шансы стать отцом именно своих детей значительно увеличиваются. Основное разногласие между религиозными и светскими властями заключалось в споре о том, как правильно распорядиться невинностью: сохранить ее для Иисуса Христа или заключить выгодный брак. Церковь поощряла молодых девушек давать обет безбрачия и становиться монахинями, даровать свадебное приданое церковной казне и заниматься спасением своих душ. Однако большинство отцов этих самых девушек предпочитало, наоборот, выдавать дочерей замуж, получая полезные связи в обществе и иногда даже увеличивая свое благосостояние. Если же дочь принимала решение стать монахиней, родители особо не радовались, так как многие монастыри требовали приданое, причем в таком же размере, как если бы ее выдавали замуж.
Значимость девственности в денежном выражении привела к тому, что стали появляться всевозможные способы убеждения мужчин в непорочности девушки. Обычно у таких невест приданое было несколько больше, и это делало их более привлекательными для завидных женихов. Последние, в свою очередь, скорее всего, тоже одаривали семью невесты хорошими подарками. В помощь женихам в различных медицинских трудах описывались методы, которые могли доказать или опровергнуть непорочность девушки. В частности, в книге «Женские тайны» (De Secretis Mulierum) представлено несколько таких способов, начиная от простого наблюдения за поведением женщины, заканчивая исследованием ее мочи и занятием с ней сексом. Другие тексты предлагали не только методы проверки наличия девственной плевы, но и способы ее восстановления (это уже, по-видимому, в помощь невестам).
Право первой ночи (jus primaenoctis) - одна из средневековых феодальных повинностей, состоявшая в том, что сеньор проводил с новобрачной своего крестьянина первую ночь. В Испании была известна "кугусия", то есть платежи крестьянина в том случае, если его дочь потеряла невинность и тем самым лишала сеньора возможности осуществить свое Право первой ночи, либо выходила замуж за пределы поместья, - в последнем случае господину надлежало компенсировать не только потерю крестьянки, но и потерю ее будущего потомства. По мере роста сопротивления крестьян и замены натуральных повинностей денежными, право первой ночи было заменено денежным выкупом, однако некоторые пережитки его долго сохранялись в виде символических действий, например, сеньор переступал через новобрачную.
- Энциклопедический словарь экономики и права
|
Похотливые священники
Похотливые священники представляли собой серьезную проблему для церкви, особенно в позднем Средневековье. В XIV веке сексуальные пристрастия духовенства даже стали излюбленным сюжетом многих литературных произведений. Все началось с того, что в XI веке церковь объявила о том, что отныне каждый священнослужитель обязан дать обет безбрачия. Поскольку раньше подобного требования не было, такое заявление вызвало большое негодование у большинства священников, не только женатых. Даже после того, как этот закон был утвержден, реальное поведение духовенства не всегда ему соответствовало.
Секс в Средние века. Часть 2. || Секс в Средние века. Часть 3. || Секс в Средние века. Часть 4.
Секс в Средние века. Часть 5.