Полигамия и гаремы
Состоятельный мужчина на Ближнем и Среднем Востоке мог иметь несколько жен; это подчеркивало его благосостояние. Для того чтобы позволить себе такую роскошь, он должен был только обеспечить каждой жене собственный дом, или отдельный этаж, или, по меньшей мере, свой особый очаг. По мнению некоторых исследователей, полигамия вначале возникла у тех народов, которым нужно было много рабочей силы для ухода за обширными посевами, а также у тех пастушеских народов, которые стали воевать ради добычи.
Трудно сказать, почему обычай полигамии так распространился на Ближнем и Среднем Востоке, но здесь он достиг особого расцвета. Уже Гомер называет многоженство восточным обычаем. Так, царь Соломон, последний царь единого Израильского царства (X в. до н.э.), имел, по преданию, от трехсот до тысячи жен из разных стран. Когда этот миролюбивый царь заключал союз с какой-либо соседней страной, он каждый раз брал в жены дочь соответствующего царя.
Тип «классического» восточного гарема, представляющий собой единый женский дом, сложился позднее в Персии. Наибольшее распространение такие гаремы получили уже в эпоху Сасанидов, в период правления третьей иранской династии. По некоторым сведениям, самым крупным гаремом, 1200 женщин, обладал царь Хосров I (531-579 гг. н.э.). Спустя примерно восемьдесят лет после Хосрова I, в 651 году, империя Сасанидов пала под ударами мусульман. Тогда ислам ввел некоторые ограничения: у мужчины могло быть не более четырех жен.
Сексуальное законодательство
На заре человеческой цивилизации все существовавшие законы были религиозными. Они выражали волю некоего сверхчеловеческого существа, которому поклонялись древние народы. Духи, различные божества или Господь желали, чтобы люди жили праведно и за свое непослушание подвергались наказанию. Самые ранние сексуальные законы не были этому исключением.
Подобные законодательства были очень распространены на протяжении всей истории человечества. Тысячи лет религиозные взгляды становились основами законов. Первых великих законодателей древнего мира до сих пор считают представителями Высшей Воли на земле. Так, вавилонский царь Хаммурапи получил свод законов от бога Солнца Шамаша, на Синайской горе Моисей принял свои Десять заповедей от Бога, а пророку Мохаммеду надиктовал Коран Архангел Гавриил (араб. Джабраил).
Все эти исторические пробы пера в области законодательства, в том числе и сексуального, рассматривали как социальные, так и религиозные нарушения. Так, сексуальное поведение подвергались наказанию не только за причинение вреда кому-либо, но и за малейший подрыв бытующей веры. В самом деле, последние нарушения обычно влекли за собой более жестокое наказание, чем первые. Люди гораздо больше боялись божественной кары, нежели чьей-либо мести.
В качестве конкретных законов можно привести свод законов Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), среднеассирийские законы и свод законов хеттов.
Согласно законам Хаммурапи женщина была бесправна во всех отношениях. От нее требовалось абсолютное послушание мужчине и, если она не подчинялась, он имел право ее жестоко наказать. Если женщина бежала от жестокости мужа в родительский дом и оставалась там четыре дня, он мог возвратить ее насильно и заставить доказывать божьим судом, что она не спала ни с каким другим мужчиной. «Ее надлежит связать и бросить в воду; если она выберется благополучно, значит, она невиновна, и муж должен оплатить судебные издержки». Один из древнеассирийских законов также позволял мужчине за отказ от исполнения супружеских обязанностей «побить свою жену, остричь ее, отрезать ей уши, нос, выжечь на лбу рабское клеймо или прогнать ее».
По законам Хаммурапи при измене оба участника адюльтера подвергались утоплению, а соблазнение наказывалось штрафом. Среднеассирийские законы предполагали следующее: «Если он поцеловал её — чужую жену — да натянут они его нижнюю губу на лезвие клинка и отсекут её».
Свод законов хеттов, на сотни лет более поздний, чем кодекс Хаммурапи, был составлен с учётом последнего. Считается, что он представляет собой заметный шаг вперёд в этическом плане. Например, личная месть, довольно обычная по законам древнего Вавилона, у хеттов допускалась только в одном единственном случае — когда муж уличил свою жену в измене, застав её с любовником. Если в этом случае обманутый муж убьёт и жену, и любовника, то в глазах правосудия он останется невиновным. Однако если он не отомстил непосредственно в момент прелюбодеяния, он, согласно закону, обязан обратиться за помощью к правосудию.