В Средние века слова «гомосексуализм» не было. Вместо него средневековые авторы употребляли понятие «содомия», которое имело гораздо больше значений. В частности, оно обозначало любые сексуальные акты, совершенные «против природы»: от анального и орального секса между мужчиной и женщиной до различных однополых отношений.
Гомосексуализм и религия
Отношение христианства к однополой любви было резко отрицательным. Гомосексуальные наклонности считались «противоестественными», во-первых, потому что не вели к продолжению рода. А ведь, как утверждала церковь, секс нужен был исключительно для этой цели. Во-вторых, в таких отношениях один из партнеров вынужден играть пассивную роль. Но так как обычно ее выполняла женщина, для мужчины подобное занятие было унизительным. Наконец, Библия порицала однополую любовь, и все подобные акты рассматривались как действия «против Бога». К концу XIII века церкви даже удалось убедить всех в том, что содомиты находятся на услужении дьявола и демонов.
Содом и Гоморра
Содом и Гоморра - два города, упоминание о которых в Библии связано, прежде всего, с исключительной порочностью их жителей. В Книге Бытия они описываются как «города равнины», которые Бог уничтожил «огнем и серой». Их разрушение произошло после того, как Аврааму не удалось обнаружить в Содоме даже десяти праведников.
Содом и Гоморра – едва ли не самые знаменитые библейские города, ставшие универсальным символом порочности и безнравственности и божественного возмездия. Содом ассоциируется, в частности, с грехом содомии, отсюда и произошел сам термин «содомия». Однако развращенностью жителей и дурным обращением с пришельцами отличались оба эти города. Согласно одной из легенд, гостю здесь предлагали кровать, длине которой он должен был соответствовать: слишком высоким обрубали конечности, а низкорослых растягивали. - Библейская энциклопедия
|
Интересно, что, несмотря на официальную позицию христианства в отношении гомосексуализма, многие из церковных служителей сами практиковали подобные связи. Католический реформатор
Петр Дамиани безуспешно пытался убедить папу римского
Льва IX, что однополый секс был обычным делом среди священников, и что с этим надо бороться. По его мнению, самым массовым прибежищем и рассадником гомосексуальных отношений были как раз монастыри, где молодые монахи и послушники вольно и невольно «вводили в соблазн» старших и друг друга. В 1051 году Петр Дамиани написал самый полноценный и единственный законченный труд на тему гомосексуализма в Средние века -
Liber Gomorrhianus. В нем он не только осуждал содомию, но и призывал к суровым наказаниям за любые однополые связи. Исключением была
фелляция, которую по непонятным причинам он забыл упомянуть. Разоблачение такого распространенного порока среди лиц духовенства вызывало бурю протестов. Поэтому Лев IX не спешил следовать фанатическим настроениям Петра, а лишь посоветовал наказывать согрешивших с осторожностью, принимая во внимание их возраст, отсутствие подобных преступлений в прошлом и другие смягчающие вину обстоятельства.
В качестве примера однополой любви среди высокопоставленных служителей церкви можно назвать епископов Бодри Бургейского (
Baudri of Bourgueil) (1046-1130) и Марбоду из Рейна (
Marbod of Rennes) (1035-1123), которые писали друг другу
любовные стихотворения. Очевидно, они оба знали о возможных последствиях таких отношений, но ничего не могли с собой поделать. Неудивительно, что в церковных уложениях о наказаниях, в которых гомосексуальные «преступления» занимали около 4-8% содержания, так подробно и четко описывались содомские «злодеяния». Авторы подобных религиозных писаний, похоже, действительно знали, о чем шла речь.
Секс в Средние века. Часть 1. || Секс в Средние века. Часть 2. || Секс в Средние века. Часть 3.
Секс в Средние века. Часть 5.